Художественная обработка металла

Художественная обработка (ковка) металла занимает место в развитии истории, а именно декоративного искусства. Народные мастера, работая с различными и металла и применяя различные способы обработки, способны создавать совершенные произведения искусства. Как известно, металл обладает удивительными свойствами, его можно лить, штамповать, плавить, гнуть и придавать различные формы, делать на нем эмалевые покрытия и придавать оттенки. Именно поэтому метал, издавна начал привлекать своими возможностями. Художественное творчество в области обработки металла появилось задолго до образования русского государства.

Еще до нашей эры такие территории, как от предгорий Алтая и до Черного моря населяли люди, которые назывались “Скифами”. При раскопках скифских курганов и греческих колоний, были найдены художественные ценности. Одно из самых драгоценных сокровищ было – “Скифское золото”. Художественные произведения и изделия, которые создавались в античный период, рассказывают нам о высоком уровне Художественного мастерства, о разнообразии применимых способов обработки и о подъеме декоративного искусства.

В 10 – 12вв. художественная обработка (ковка) металла получила повсеместное и всестороннее развитие в городах так и в селах. Везде кузнецы пользовались уважением и были первыми ювелирами, изготовляя ювелирные украшения. В кузнечном ремесле была применима как холодная, так и горячая ковка.

Велики успехи были и у Киевских мастеров. Эмаль была применима в украшениях самых разнообразных предметов из серебра, золота, меди и бронзы. Однако иногда эмаль являлась самостоятельным видом украшения. Мастерство и тонкость художественного стиля смогли проявить и Киевские мастера черни.

В 14-15в начало возрождаться художественная обработка многих видов искусства. Первым возродилось искусство – скани. Оно не требовало определенного оборудования и смогло получить широкое распространение. В большинстве городов России. Особое развитие происходит и с декоративным творчеством в Москве. Здесь открываются различные художественные мастерские, в которых изготавливают различные украшения, посуду, парадное оружие, церковную утварь. Для изготовления дорогих украшений привлекают лучших мастеров и художников из других стран. В 16веке ювелирное дело вновь развивается и занимает одно из ведущих мест.

В современных промыслах, которые связаны с художественной обработкой (ковкой) металла, бережно совершенствуются и сохраняются традиционные приемы и формы, относящиеся к тому далекому прошлому народных культур, имеющие отличия яркой национальной самобытности.

Художественная обработка (ковка) металла с давних времен была развита и широко в России. Русские мастера с легкостью справлялись с такими металлами как железо, чугун, медь. Из металла они могли изготовить великое множество предметов, которые имели отличия и по виду и по назначению и применению. Это были такие изделия как: дверные замки, сельскохозяйственные орудия, крестьянские светцы, декоративные решетки и ограды, церковные литые двери с различными узорами и многое другое. Также стоит отметить и русских ювелиров, которые работали с различными драгоценными металлами и получали высококачественные изделия.

В художественном металле, как и в других материалах, нашлось отражение ведущим художественным стилям каждой эпохи. Но были и такие города, и районы, где художественная (ковка) обработка достигала высокого и уровня. К одним из таких городов можно отнести и старинный город Вологодской области Великий Устюг. В середине 16 века, в этом городе насчитывалось около 47 кузнец. Кузнецы из Великого Устюга славилась, в то время, далеко, и не редко их приглашали, для выполнения важных заказов в Москву, Пермь и прочие далекие сибирские города. Более популярную известность они (мастера) получили за изготовления кованых оконных решеток, а также, кованой медной посуды.

Вместе с кузнечным делом в городе В.Устюг развивались и другие виды художественной обработки (ковки) металла. Например, ларцы оббивались просечным железом, а в 19 начале 20вв. большую популярность приобрело такое искусство как: “мороза по жести”. Суть его была в том, что на металлические листы, с помощью протравливания кислотой наносились различные узоры, а после, этими листами оббивали сундуки, ларцы, шкатулки и прочее.

Приемы художественной обработки (ковки) металлов

Чеканка – это способ обработки давлением, который оказывают на металл. На заготовку наносится неглубокий рельеф, путем нажатия инструментом. Выколотку или чеканку, обычно производят на гладком листовом металле, в разогретом или холодном состоянии. Чеканка может представлять рельефное, плоскорельефное и объемное изображение. Чеканить можно двумя способами: выколачивать на уже готовой матрице или на свинцовых, смоляных резиновых, и на деревянных подушках круглым молотком или киянкой.

Инкрустация или насечка – набор орнамента из серебра, золота, меди, бронзы, олово или другого металла на поверхности янтаря, дерева, кости, перламутра или украшения на изделиях из металла, произведенных из других материалов. Рисунок, как правило, наносят на поверхность изделия.

Гравирование – это нанесение на поверхность твердых материалов узоров, рисунков и т.д., режущими граверными инструментами. Такая процедура выполняется специальным инструментом – штихелем. Технические приемы, резьбы по металлу различные. Рисунок может быть выполнен контурной или штриховой линией, различной глубины и ширины.

Скань – получается методом скручивания тонких проволочек, нитей, образующих веревочку. Также сканью может называться и гладкая проволочка, уплощенная посредством вальцовки. Скань может изготавливаться из серебра, золота, меди. Детали, полученные сканым методом, соединяют друг с другом пайкой.

Литье – для литья, в основном используют чугун, алюминий, бронзу и цинковые сплавы. Для ювелирных работ применяют золото и серебро.

Чернь – на гравированную поверхность пластины из серебра наплавляют или наносят черневой сплав, состоящий из сернистого соединения меди, серебра, свинца и др. В размельченном виде он наносится, а затем подвергают обжиганию. Расплавившись, чернь заполняет все углубления и выемки.

Штамповка – обработка металла путем давления в результате пластической деформации материала в штампе. С помощью штамповки убирают плоские заготовки из металлического листа, вытягивают или выгибают объемные детали, формы.

Ковка – это работа с металлом, придавая ему форму и вид путем нагрева и оказываемого на него давления. Ковку можно разделить на такие операции: укорачивание, вытягивание, расплющивание, закручивание и загибание.

Насечка- это путем инкрустации выполнение узора. Насечка может производится, как по стали, так и по слоновой кости золотом, серебром или медью. Метод насечки заключается в выборе локальных или контурных углублений на поверхности изделия при помощи штихеля, и в забивке металлических пластинок или проволоки, которые используются для инкрустации.

Гнутье- это разновидность ковки, при котором выполнение изделий осуществляется путем сваривания или склепывания гнутых элементов.

Роспись по эмали - осуществляется выполнением сюжетных и орнаментальных изображений на металлических пластинах, которые покрыты одноцветной эмалью. В качестве фонового покрытия, чаще прибегают к использованию глухой эмали белого цвета. Роспись делается керамическими жаростойкими красками и закрепляется посредством повторного обжига.

Монтировка – сборка художественных изделий из нескольких частей , раздельно выполненными способами. Соединяются детали металлических изделий при помощи ковки, закатки, склепки, обжима, пайки т т.д.

Шлифовка – зачистка абразивными пастами и шкуркой, поверхности изделия. Производится шлифовка машинным способом или вручную.

Полезные статьи:

Полезная информация: